От паролей к цифровым сертификатам

Дома и на работе при использовании почтовых программ и доступе к корпоративным ресурсам нам приходится пользоваться паролями. Чаще всего пароли для разных программ и ресурсов различаются, и необходимо запоминать множество непростых символьных сочетаний либо записывать их на бумаге, что явно не рекомендуется службами безопасности вашей компании. В меньшей степени это относится к использованию компьютера дома, но и здесь бывает необходимо защитить определенные ресурсы и программы от доступа.

Вместо использования доступа по паролю к корпоративным ресурсам, для входа в домен и при использовании корпоративной почты можно использовать аппаратную аутентификацию и защиту электронной переписки в сетях, построенных на базе Windows 2000/ХР/2003. В предлагаемом решении используются встроенные инструменты безопасности Windows и электронные идентификаторы Rutoken в качестве носителей ключевой информации.

Что обеспечивается при использовании этого продукта? Авторизация пользователей (вход в домен при подключении токена и блокирование сессии после его отсоединения). При работе с почтой — электронная цифровая подпись почтовых сообщений и их шифрование. Доступ к корпоративным ресурсам по предъявлении токена и, конечно, надежное хранение и использование сертификатов. Часть из перечисленных задач может быть использована и на домашнем компьютере, например, при работе с почтой, а также для удаленного подключения к корпоративным ресурсам. Давайте разберем, что и как необходимо выполнить для реализации перечисленных задач.

Токен как дополнительное устройство не может быть опознан операционной системой, поскольку он не является стандартным оборудованием. Невозможна и установка токена посредством inf-файла, поскольку для корректной установки требуется измерение некоторых параметров для автоматической конфигурации драйвера. Поэтому приходится для установки использовать специальное программное обеспечение. И вот что еще следует помнить. Не подключайте токен к компьютеру до того, как вы установите драйвер. Если все же подключение будет выполнено ранее, остановите работу стандартного мастера установки USB-устройств, извлеките ключ из порта и установите драйвер. Помимо драйверов в процессе инсталляции на диск будут скопированы и утилиты для работы с токеном (утилита администрирования и браузер сертификатов). Количество одновременно используемых токенов зависит от операционной системы и количества USB-портов.

Электронный идентификатор Рутокен — персональное средство аутентификации и хранения данных (сертификатов в данном случае). В нем имеется аппаратная реализация российского стандарта шифрования. Этот токен также совместим и с сертифицированными российскими криптопровайдерами от компаний «КриптоПро», «Анкад», «Сигнал-КОМ».

Прежде чем приступить к настройке корпоративной сети и ее ресурсов для работы с токенами и цифровыми сертификатами, предлагаю провести небольшое тестирование этого продукта, для чего получить электронный сертификат и подключить его для работы с почтой, например с почтовым клиентом The Bat!.

Опять же, чтобы не развертывать в своей сети службы сертификации (их можно развернуть только на серверных платформах), можно воспользоваться услугами тестовых удостоверяющих центров, например тестовым центром сертификации «КриптоПро» либо тестовым центром сертификации e-Notary компании «Сигнал-КОМ». Если вы выбрали последний, вам будет предложено вначале познакомиться с «Соглашением на изготовление тестовых сертификатов удостоверяющим центром e-Notary». В случае согласия будет предложено выбрать вариант подачи запроса на изготовление сертификата: либо путем передачи файла с сформированным предварительно запросом, либо путем генерации ключей и формирования запроса встроенными средствами браузера. Для простоты выберем второй вариант.

Подключите к USB-порту ваш токен. Обратите внимание, что все токены изначально имеют одинаковый PIN-код пользователя — 12345678. Пока вы занимаетесь тестированием, этот код можно не менять, но при организации нормальной работы лучше, если вы его замените, чтобы никто иной не мог получить доступ к вашему закрытому ключу, поскольку именно закрытый ключ используется для формирования подписи и расшифровывания данных. Для изменения кода воспользуйтесь программой администрирования. С ее же помощью вашему токену можно присвоить и уникальное имя.

Выбрав вариант формирования запроса через браузер, вы попадете на страницу, где вам потребуется заполнить о себе некоторые данные (для тестовых целей они не критичны, и обязательными являются лишь два поля — имя и почтовый адрес). Далее — выбор параметров ключевой пары. Здесь вы должны выбрать из выпадающего списка криптопровайдер Aktiv Рутокен CSP v1.0 (можно взять и любой иной, но мы же тестируем токен). Затем выбрать вариант использования ключей — для обмена данными, для их подписи или для обоих вариантов (выбирайте последний). Далее — выбор размера ключа. Выбранный на предыдущем шаге криптопровайдер позволяет формировать ключи длиной от 512 до 16 384 байт. Чем больше значение длины ключа, тем меньше вероятность взлома зашифрованных данных.

Из остальных опций рекомендую выбрать «Пометить ключ как экспортируемый». В этом случае после его установки вы сможете создать резервную копию пары ключей и сертификата и сохранить их в виде файла. Зачем? На случай утраты токена или его повреждения. Остальные опции можно не изменять и далее запустить процесс формирования запроса. После того как запрос будет обработан, вы сможете установить сертификат на компьютер. Обратите внимание на следующий момент. Давайте откроем браузер сертификатов (мы уже говорили, что он устанавливается вместе с драйверами). После того как вы сформируете запрос, на токене появится новый контейнер с парой ключей. В параметрах ключа будет указана его длина, область применения и значение открытого (публичного) ключа. После установки сертификата информация изменится. В контейнере будет уже не только ключ, но и сертификат со всем своими характеристиками: имя владельца, его почтовый адрес, иная информация, указанная вами при формировании запроса. Кроме того что сертификат будет помещен на токен, он также будет установлен в личное хранилище сертификатов, где его можно будет просмотреть через свойства браузера.

Теперь у нас есть ключи и сертификат, с помощью которых можно подписывать и шифровать корреспонденцию. Посмотрим, как это можно сделать в почтовом клиенте The Bat! (про использование подписи и шифрования в MS Outlook подробно рассказано в документации на рассматриваемый продукт).

Откройте свойства вашего почтового ящика и на вкладке «Общие сведения» кликните по кнопке «Сертификаты». Откроется стандартное окно для просмотра сертификатов. Убедитесь, что полученный вами сертификат в тестовом УЦ доступен. Перейдите на вкладку «Параметры». Здесь можно отключить опцию «Авто — OpenPGP», оставив лишь «Авто — S/Mime». Кроме того, отметьте опции, которые вы хотите использовать: «Подписать перед отправкой» и «Зашифровать перед отправкой». Вторую опцию лучше не выбирать до тех пор, пока вы не обменяетесь открытыми ключами с теми, с кем будете вести переписку с шифрованием.

Итак, если вы будете подписывать свое письмо, то после того, как вы нажмете кнопку «Сохранить» или «Отправить», будет вызван диалог выбора сертификата, на котором вы будете выполнять подпись. Обратите внимание, что сертификат привязан к почтовому адресу. Поэтому, если почтовый адрес, с которого вы пишете и отправляете письмо, отличается от того, что включен в сертификат, почтовый клиент не сможет подписать письмо. Если адреса совпадают, письмо будет подписано и отправится вашему респонденту вместе с сертификатом и открытым ключом. С их помощью ваш респондент сможет проверить подлинность подписи (не изменилось ли письмо во время доставки) и убедиться, что именно вы подписали это письмо. Для того чтобы использовать этот сертификат и ключ для шифрования писем в ваш адрес, ваш респондент должен будет импортировать полученный сертификат в хранилище. Аналогичным образом он пришлет вам свой сертификат, после чего вы сможете не только подписывать письма, но и шифровать их в адрес друг друга.

На этом проверку работы с токеном можно считать завершенной и переходить к настройке сети вашей организации и корпоративных приложений. Первое, с чего следует начать, — установка службы сертификации Microsoft. С ее помощью вы будете выписывать сертификаты сотрудникам, сохранять их на токенах и выдавать в работу. Для удобства можно будет создать шаблоны сертификатов и использовать их.

Для использования цифровой подписи и шифрования почтовых сообщений необходимо будет выполнить настройку почтовых клиентов. Для обеспечения доступа пользователей в домен по своим сертификатам потребуется выдавать сертификаты типа «Пользователь со смарт-картой» или «Вход со смарт-картой». Далее необходимо настроить учетные записи пользователей домена, установив в параметрах учетной записи флаг «Для интерактивного входа в сеть нужна смарт-карта». Дополнительные настройки требуются и для создания защищенного подключения к веб-ресурсам организации (в документации приводится пример настройки веб-ресурса под управлением IIS), можно настроить доступ по сертификатам к терминальному серверу, к сетям VPN. Степень защиты доступа в таких случаях существенно возрастает.

В основном все настройки выполняются администратором сети, настройка рабочих мест требует существенно меньших усилий. Поэтому внедрение системы аппаратной аутентификации, цифровой подписи и шифрования не будет представлять особых сложностей для сотрудников. К тому же невелика и величина расходов по созданию такой системы. Для начала работы вполне достаточно одного стартового комплекта, включающего руководство по внедрению, утилиты для работы с токенами, драйвера и собственно один электронный идентификатор Рутокен. Стартового комплекта достаточно, для того чтобы произвести все необходимые настройки в сети и подготовиться к переходу от обычной парольной защиты к надежной двухфакторной аутентификации на основе Рутокен. Для такой миграции потребуется лишь приобрести необходимое количество идентификаторов Рутокен.