Планы — ничто, планирование — все

Коммерческий директор «Актив» Дмитрий Горелов поделился секретами бизнес-планирования и рассказал о конкретных инструментах, которые помогают управлять временем.

Компания Anaplan, разработавшая платформу для тех, кто планирует и управляет бизнесом с умом, при поддержке аналитической службы Harvard Business Review Analytic Services, провела глобальный опрос среди руководителей высшего звена из различных отраслей с целью выявить основные тенденции в области бизнес-планирования, а также понять, какие инструменты для этого используются, и насколько компании довольны получаемыми результатами. Результаты опроса легли в основу отчета «Новый план действий для стратегического планирования».

В современных условиях организации вынуждены пересматривать свои бизнес-модели, планы и другие критические аспекты деятельности гораздо чаще, чем раньше — стратегическое планирование и управление эффективностью в реальном времени уже стало обязательным условием существования бизнеса. Так, в ходе опроса, 81% респондентов отметили, что их планы обычно нуждаются в постоянных и оперативных изменениях в процессе реализации. Однако только 31% опрошенных способны эффективно и своевременно вносить такие изменения на регулярной основе.

Согласно отчету, одним из основных препятствий на пути оптимизации планирования в компаниях сегодня является состояние ИТ-инструментов для стратегического планирования, часто представляющих собой электронные таблицы или устаревшие решения. По данным опроса, порядка 90% компаний все еще используют электронные таблицы в качестве основного инструмента для планирования. Почти 60% респондентов отметили, что они также используют системы собственной разработки. Однако лишь 22% оказались довольны работой используемых инструментов.

Как отметили респонденты-руководители компаний, они не только считают их неудобными, но и не доверяют предоставляемым ими данным. При этом многие организации до сих пор не решились поменять свои инструменты на специализированные решения, разработанные для этих целей. В результате, они оказались не способны быстро пересматривать свои стратегии, а также отслеживать результаты.

Опрос показал, что изолированные ИТ-решения (электронные таблицы или точечные решения, разработанные исключительно для использования в рамках одного отдела или подразделения) оказались неэффективны для осуществления планирования в крупных компаниях. Так, электронные таблицы не подходят для совместной работы или комплексного моделирования, поскольку вся необходимая бизнес-информация, как правило, находится одновременно во многих разрозненных системах. При этом, даже базовая ее интеграция требует кропотливой ручной обработки данных с использованием многочисленных таблиц, что может привести к возникновению ошибок в расчетах и, как следствие, к оперированию некорректными цифрами, а также — к принятию неверных бизнес-решений.

Мы попросили экспертов «БИТа» рассказать, как они планируют свое время? Используют ли при этом ИТ-инструменты? Если да, то какие?

Дмитрий Горелов

Коммерческий директор, Актив
Для успешного решения бизнес-задач с максимальной коммерческой выгодой важно сформировать команду и работать в ней. Главное — это команда.

Успех компании начинается с постановки задач и планирования. Но составление годового или полугодового плана — лишь начальная часть работы. Затем все, что задумано, надо реализовать. А это уже отдельная задача для директоров компании, маркетологов и продавцов.

Для успешного решения бизнес-задач с максимальной коммерческой выгодой важно сформировать команду и работать в ней. Главное — это команда. А для руководителя очень важно быть честным человеком. Честным перед командой и перед самим собой. Быть примером!

Как с наименьшими потерями реализовывать на практике то, что запланировано? Не нужно страдать гигантоманией. Надо понимать, что если запланировано что-то невозможное, оно вряд ли будет исполнено. Нужно трезво оценивать качества своего плана. План — это не только совокупность действий, но и совокупность объяснений, почему эти действия могут привести к конкретному результату при участии тех людей, которые реализуют этот план. И здесь есть свои тонкости. Плох тот план, который нельзя корректировать в зависимости от сложившихся обстоятельств на рынке. План может меняться по ходу выполнения, и это нормально».

В компании «Актив» пользуются набором ИТ-инструментов стратегического и тактического планирования, который зависит от текущего набора активных проектов в компании. В этом наборе Confluence, Мегаплан, электронные таблицы, диаграмма Ганта и наш собственный сервис бронирования переговорной.

Со временем мы пришли к выводу, что изолированные ИТ-решения (электронные таблицы или точечные решения, разработанные исключительно для использования в рамках одного отдела или департамента) неэффективны для осуществления планирования. Так, электронные таблицы не подходят для совместной работы, поскольку вся необходимая бизнес-информация, как правило, хранится в разрозненных системах.

Во втором квартале 2017 года решено всей компанией для ведения проектов и отслеживания задач использовать систему Jira. Раньше активно использовали сервис Мегаплан. Перешли, потому что он не подходит для управления разработкой.

Комментарии остальных экспертов доступны в полной версии статьи на сайте журнала Бизнес и Информационные технологии.