Золотая цепочка
Ни одна информационная технология, заявившая о себе в последнее десятилетие, не может похвастаться такой популярностью, как технология блокчейна. Биг-дата, облака, даже мобильность — все эти темы модны только среди профессионалов. Блокчейн же вышел в народ, более того, захватил умы идеей быстрого обогащения. При этом технология эта не нова и может использоваться далеко не только для создания криптовалют. Свое место распределенная база данных может найти и в ритейле. Помогал разбираться в теме Владимир Салыкин, менеджер продуктов Рутокен компании «Актив».
-
Владимир Салыкин
Менеджер продуктов Рутокен, Актив
Технология блокчейн лучше всего подходит для распределенных реестров и может использоваться для построения систем типа ЕГАИС. Более того, в основе системы ЕГАИС и блокчейна лежит одна и та же технология — электронно-цифровая подпись.
Мое дело. Магазин: Каким образом блокчейн может стать выгодным для ритейлера?
Владимир Салыкин: Так как внедрение этой технологии подразумевает многократное дублирование, найти прямую экономическую выгоду сложно. Возможно, ритейл мог бы использовать маркетинговый эффект повышения продаж, объяснив потребителю, почему у него товар всегда лучшего качества, чем у конкурента. Если рассматривать блокчейн в документообороте, то те проблемы, которые сейчас существуют, блокчейном не решаются.
Мое дело. Магазин: Чем же плохи уже имеющиеся современные системы электронного документооборота (СЭД)?
Владимир Салыкин: Основная проблема текущего документооборота совсем не ошибки и не потеря документов. Этого как раз не происходит. Основная проблема — отсутствие стандартов на электронное взаимодействие между участниками электронного документооборота, куда входит и государство. Это приводит к тому, что поставщикам приходится использовать сразу несколько систем вместо одной, использовать конверторы документов из одного формата в другой и так далее. Не говоря уже о том, что по закону большая часть документов до сих пор обязана быть на бумаге. И поэтому блокчейн тут не поможет.
Мое дело. Магазин: Может ли технология «блокчейн — RFID» быть частью ЕГАИС или даже заменить ее в будущем и стать общей системой для всех групп товаров, а не только для алкоголя?
Владимир Салыкин: Технология блокчейн лучше всего подходит для распределенных реестров и может использоваться для построения систем типа ЕГАИС. Более того, в основе системы ЕГАИС и блокчейна лежит одна и та же технология — электронно-цифровая подпись. Но вряд ли произойдет какая-то замена одной системы на другую. Причина очень проста — нет потребности именно в распределенном хранении данных. Большинство таких реестров используются только регулятором, тратить время и деньги на распределенность, которая никому не нужна, нет смысла.
Мое дело. Магазин: Применений блокчейну мы насчитали уже достаточно, о технологии говорят непрерывно, а стартапы в этой области растут как на дрожжах.
Владимир Салыкин: В первую очередь не стоит связывать рост молодых проектов с реальными внедрениями. Большая часть стартапов создается на модных технологиях просто потому, что так проще привлекать инвесторов. Поэтому в большинстве подобных проектов особые свойства блокчейна не используются вообще.
Обычно реальные внедрения происходят там, где новая технология позволяет решить какую-то проблему дешевле или быстрее. Дублирование и майнинг, необходимые для работы блокчейна, только повышают стоимость решений. А скорость работы большинства блокчейнов совсем не высока. Блокчейн — это вообще не про дешевле или быстрее, блокчейн — это про безопасность и защиту от подделки. А это куда менее интересно бизнесу.
Мое дело. Магазин: Что поможет сохранить данные «неизменными и прозрачными» в случае с блокчейном? Ведь тот факт, что данные хранятся в распределенных базах данных, не помешает запускать фейки, которые в этих базах и сохранят.
Владимир Салыкин: Блокчейн — это не про защиту от запуска фейков. Блокчейн поможет сохранить ваш фейк так, чтобы его не смогли незаметно изменить. На самом деле человечество давно располагает технологиями защиты фото- и видеоматериалов. Одним из примеров может быть электронноцифровая подпись фотографий или фрагментов видео. Другой вопрос, что про эти технологии мало кто знает и пока они не настолько распространены.
Проблемы фейковых видео на данный момент вообще не существует. Обычных людей не интересует подлинность. Слухи существовали и до изобретения фотографии или видеосъемки. А компетентные органы все равно обладают компетенцией отличить настоящее видео от поддельного.
Какое будущее ждет продуктовую розницу, если вдруг начнутся повсеместные внедрения блокчейна? Не стоит ожидать революции в ритейле. Если пофантазировать, то блокчейн может дать возможность конечному покупателю с помощью мобильного приложения получить всю цепочку производства и поставки товара, просто просканировав метку или код на товаре. Хотя очевидно, что большинство людей никогда не будут этим пользоваться, все-таки это приведет к повышению качества всей продукции на рынке.
Полный текст статьи доступен в печатной версии журнала. Загрузить PDF.