Разберемся, какие бывают модели монетизации программных продуктов.
- Бессрочная лицензия: единовременная оплата с дальнейшим неограниченным использованием ПО.
- Подписка (срочная лицензия): ежемесячная или ежегодная оплата за использование ПО.
- Лицензирование по модулям: модель с оплатой в зависимости от того, какие именно модули приобретаемого программного комплекса планирует использовать клиент.
- Сетевая лицензия: оплата зависит от количества сетевых лицензий. Сетевые лицензии могут считать и ограничивать как количество пользователей, которые работают с системой, так и количество подключаемого оборудования (например, видеокамер) или вычислительных потоков.
- Потребление (использование): общий термин, обозначающий объём использования продукта.
- Оплата за фактическое потребление: модель, основанная на измерении реального потребления услуг за определённый поставщиком период (например, ежедневно, еженедельно, ежемесячно, дважды в год и т. д. ). Объёмы, используемые пользователем за определённый период, образуют потребление.
- По результату или ценностно-ориентированная: модель с оплатой в зависимости от измеримой и фактической ценности, которую программное обеспечение приносит клиенту.
![](/resource/blog/2024.03.21.png)
Модели монетизации программных продуктов
По данным зарубежных экспертов, сегодня наибольшей популярностью пользуется модель подписки. Компании, которые используют только одну модель лицензирования, как правило, выбирают именно ее (таких более 51%).
Все чаще встречаются модели оплаты за фактическое потребление и измеряемое потребление с использованием токенов. Например, за последний год доля широкого применения моделей оплаты за фактическое потребление выросла с 14% до 26%.
Модели на базе бессрочных лицензий все еще актуальны и распространены достаточно широко. Их умеренное использование отмечено у 78% компаний. Всё это свидетельствует о разнообразии комбинированных подходов к монетизации продуктов.
В 2023 году в среднем более 80% опрошенных компаний сообщили, что хотя бы умеренно используют подписки. Это больше, чем в 2022 году, когда эта доля составляла 68%.
Подписки и модели с оплатой за фактическое потребление одинаково популярны: каждая из этих моделей упоминается в 59% случаев как наиболее перспективная в ближайшие полтора года.